Основная мысль произведения о чем плачут лошади. Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади. Выводы в анализе
Домой / Беговая дорожка / Основная мысль произведения о чем плачут лошади. Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади. Выводы в анализе

Основная мысль произведения о чем плачут лошади. Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади. Выводы в анализе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

г. Барнаула Алтайского края

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

г. Барнаул

2012

Цели урока:

    познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
    продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
    содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды. Цели урока:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

С. Есенин

        Сообщение о писателе учителя,

Слайды 1 – 3. Род в дер. Веркола Архангельской обл.

После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,

Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,

Затем заведующим кафедрой советской литературы.

В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет

Он сам начинает писать худ. произ –я.

Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу . Слайд 4 .

В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.

        Жизненный путь писателя прост и труден:

армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и

писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко

били , - скажет он впоследствии, - но через годы эти произведения причисляли к

лучшим». – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Николаева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» , где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т. д. «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова », - утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.

        Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

5 . Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади » - начало знакомства с текстом. 6. Словарная работа : Слайд 10 Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор – (диалект.) – пригорок

«чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.
7. Обсуждение .

    Как вы понимаете содержание рассказа ? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил

    Слайд 11 . Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.

    Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей »? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

    Слайд 12. Как автор описывает лошадь ? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо . Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга » даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды …», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

    Слайд 13. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;

Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»

Стали ́ на – в честь Ста ́ лина

Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;

Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

    Слайд 14 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте »? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

    Слайд 15 . В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)

    Слайд 16 . как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий

    В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)

    Слайд 17 . Как вы понимаете слова писателя: « В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег …»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам

    Слайд 18. В чём рассказчик обманул Рыжуху ? не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.

Слайд 19. Какова идея этого рассказа ? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.

    Слайд 20 . Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)

Д. з . Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик - Евгений Иванович Носов.

Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)

Инд. задание : подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»

Список использованной литературы:

1. О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г. 2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа "О чем плачут лошади" Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула - конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.

Делая анализ рассказа "О чем плачут лошади", мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.

Какую идею хотел донести автор?

Федор Абрамов в своем рассказе "О чем плачут лошади", анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком...

Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их.

В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа "О чем плачут лошади" Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

О рассказе «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова

В рассказе «О чем плачут лошади» Ф. Абрамов от имени рассказчика описывает свои впечатления от общения с лошадьми. Рассказчик очень дружен с этими животными, всегда разговаривает с ними, угощает хлебом. Особенно нравится ему лошадь Рыжуха. Она, также как и остальные, была измождена тяжелой работой, но не потеряла бодрость духа.

У нее был веселый, неунывающий характер, при виде друга она звонко ржала и бегала по кругу, приветствуя его. Но однажды при приближении своего друга Рыжуха не выказала обычного воодушевления, стояла грустная и понурая. От расспросов же она расплакалась. Как оказалось, на покосе Рыжуха познакомилась со старой лошадью и услышала от нее странную песню. В песне описывались времена, когда лошадей ценили как главных кормильцев семьи. Им скармливали самый лучший [" кусок, любовно распрягали после трудового дня, выхаживали, чистили, называли ласковыми словами. Лошади ценились как самое большое сокровище, ведь они были опорой и надеждой крестьян. «Все - конь, все - от коня, вся жизнь крестьянская от рождения до смерти». За то, что лошади навалили слишком большой тяжелый воз, можно было схлопотать от односельчан. Лошадей берегли и холили.

И Рыжуха обращается к человеку с вопросом, правда ли были такие времена. Ведь сейчас лошадей то и дело бросали на жаре, где их одолевали тучи слепней. Про них часто забывал пьяный конюх, и бедным животным приходилось пастись на изглоданной дочерна земле. Что мог ответить человек? Он чувствовал вину людей перед лошадьми, жалел их. Но в ответ лишь отшутился. И понял, что никогда больше между ним и Рыжухой не будет прежнего доверия. Ведь он обманул своих друзей.

В этом рассказе Платонов поднимает большую нравственную проблему. Люди зачастую бывают черствы и безжалостны.

Вот и о лошадях, честно отслуживших свой срок, они перестали заботиться. А лошади умирают от жажды, недоедают, страдают от гнуса и жары. Мнение же человека таково - зачем тратиться, если от лошади уже никакой пользы. И зачастую такое отношение не только к животным. Рассказ вызывает чувство стыда за черствость, безразличие людей и заставляет задуматься о наших поступках.

Недавно я прочитала рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Трудно передать то впечатление, которое произвело на меня это произведение. Здесь чувствуется нежная, трепетная любовь автора к родной природе, к миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек», а в особенности к миру лошадей. Но это светлое чувство любви омрачается сознанием того печального и несправедливого положения, в котором находятся животные.

Читая рассказ, я словно ощущала под своей ладонью теплые бархатные губы лошади, слышала ее звонкое ржание, видела ее умные, внимательные глаза, глядящие с надеждой и доверием. Разве можно обмануть эти глаза?! Разве можно предать глубокую веру этого существа в человека, в справедливость? Лошади наполняли красотой и жизнью весь окружающий мир. И когда-то люди ценили эту красоту. Лошадям отдавали самый лакомый кусочек, с огромной любовью ухаживали за ними, «водили на водопой, скребли, чистили», говорили им ласковые благодарные слова. И животные чувствовали свою ценность. Да так оно и было. Лошадь была главной опорой в хозяйстве крестьянина. А разве можно сравнить с чем-нибудь сказочные русские гулянья на лошадях!

Но это было давно. А что же мы видим теперь?

Я читаю строки о том, какую жизнь ведут лошади сейчас, и мое сердце обливается кровью. День и ночь страдают и томятся они в душной, грязной конюшне, умирая от жажды, мучаясь от надоедливых насекомых. И по нескольку дней никто не заходит к ним, никто не почистит, не накормит, не принесет воды. Невозможно без боли смотреть на этих бедных животных «с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре». И все же в некоторых из них еще живет вера в человека, вера в то, что «не всегда так тяжело жилось их брату». Рассказы про былые счастливые времена в жизни лошадей вдохновляют их, поднимают дух. Слушая песни о давних временах, они способны забыть про жару и надоедливых мух, способны терпеть удары ременки и с большей легкостью выполняют свою работу.

Единственное, чего ждали лошади от героя, - подтверждения, что рассказы о прошлой любви и уважении не выдумка. Они смотрели на него с надеждой и мольбой. И я не могу понять, как же мог он обмануть эту надежду, разрушить ту искренность и доверие, которые существовали между человеком и животными? Как он мог отобрать у этих несчастных их единственное утешение?

Рассказ Абрамова, в котором звучит искренняя любовь и сочувствие ко всему живому, к окружающему миру, поразил меня глубиной выраженных в нем мыслей и чувств. Это произведение вызвало в моем сердце искреннее стремление хоть чем-нибудь помочь страдающим животным, облегчить их жизнь, вернуть те прекрасные времена, о которых они знают только понаслышке и о которых так мечтают.

Урок-размышление по повести Ф. Абрамова

«О чем плачут лошади»

    Пояснительная записка ………………………………………………… 3

    Конспект урока-размышления по повести Ф. Абрамова

«О чем плачут лошади»………………………………………………… 5

    Список литературы……………………………………………………... 16

Приложение 1…………………………………………………………………... 17

Приложение 2………………………………………………………………….. 18

Приложение 3…………………………………………………………………... 19

Пояснительная записка

Данный урок разработан в рамках программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009г. (для учащихся 7 класса) Курс литературы 7 класса объединен центральной темой «Человек и его поступок». Помимо тематического и хронологического принципа организации программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее строение и поступательное освоение материала, важным является также принцип его проблемной организации. Тема «Человек и его поступок» - проблемный стержень курса.

Очень плодотворными для развития эмоциональной сферы ребёнка является сюжетные и деловые уроки-размышления с элементами игры.

Мои ученики очень любят читать рассказы о животных. На мой взгляд, их авторы хотят обратить внимание читателей на проблему равнодушия и бездуховности, напомнить, что человек - далеко не единственный обитатель планеты Земля, возбудить интерес к братьям нашим меньшим, которые так часто нуждаются в нашем внимании и защите. Рассказ Ф. Абрамова - о человеке, чье крестьянское детство прошло рядом с лошадьми. Это было время, когда у людей не было сокровища ценнее, чем конь - «главная опора и надежда всей крестьянской жизни». Однако времена меняются, и сегодняшний день совсем не похож на день вчерашний. Сегодня многие люди видели настоящую живую лошадь лишь издали - пасущейся на лугу или бегущей по кругу в цирке. Техника, автомобили заменили человеку лошадиный труд, однако не смогли заменить то тепло и добро, которые животное приносило в человеческие сердца.Важно, чтобы дети поняли, что главный герой рассказа совершил двойное предательство: он предал не только Рыжуху, но и свое детство, которое было живо в его душе. Несколькими глупыми словами перечеркнул дружбу и доверие своего четвероногого друга. Рассказ Ф. Абрамова призывает быть чуткими и внимательными к чужой боли и беде и показывает, как это важно - быть честным не только с другими, но и с самой собой.

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым. Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

Урок-размышление по повести

Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Цель урока:

    Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию.

    Вызвать у учащихся интерес к изучению жизни и творчества Ф.А. Абрамова.

Задачи:

    Развивать творческие способности, логическое мышление, сенсорную сферу и речь учащихся.

    Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

На доске портрет Федора Абрамова

Эпиграфы:

И какая-то общая звериная тоска вылилась из меня и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Ф. Абрамов.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

В.Маяковский.

Оборудование:

1) Выставка книг Ф. Абрамова.

2) Эпиграфы на доске.

3) Рисунки обучающихся.

4)Песня “Рыжий конь”.

Класс разделен на три группы (в каждой группе свой «капитан»)

    Вступительное слово учителя. Определение цели урока самими обучающимися.

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим над рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”.

Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится утверждение.

    Беседа о биографии писателя. (Учащиеся заранее самостоятельно делали подборку материала по биографии писателя.)

- “Я родился в красивейшем месте России. Для меня, конечно, красивейшем. В архангельской области, в селе Веркола, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок... “

Как стал писателем?

- “Хотя я родился в таежной, в лесной глуши, … но имя писателя для меня всегда, с малых лет было окружено ореолом почитания и особой славы. Для меня никогда не было более высокой должности на земле, чем писательская,“ – так вспоминал писатель в одном из последних выступлений в студии “Останкино”.

    Заслушиваются сообщения обучающихся о писателе (через проектор показывают портрет писателя, листается презентация)

Какова главная тема творчества Ф.Абрамова? О чем были его произведения? (о деревне). Аннотация книг (ученик рассказывает и показывает книги писателя).

Дополнение учителя:

Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…”

Как вы понимаете последнее выражение писателя?

ПЕРЕХОД К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади”, который вы прочитали заранее.

БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

1. О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади)

2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?

(Сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный)

(в это время звучит песня “Рыжий конь”)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки – некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый – темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички – Карьки, Карюхи; гнедой красно-коричневый окрас с черной гривой и хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи; вороной – черный окрас лошади, клички Воронки, Воронухи; чалый – светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади).

РАБОТА В ГРУППАХ (учитель раздает вопросники) через 5 минут группы начинают отвечать (регулирует работу группы капитан)

Вопросы:

1. Вспомните содержание рассказа (один ученик делает пересказ содержания)

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст.

3. Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит лошадь, небрежно относится к ним)

4. Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”?

5. Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Вопросы:

1. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? (Примеры из текста).

2. Сейчас люди по-разному относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. Как сейчас люди относятся к лошадям?

3. Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем читается 2 эпиграф), (здесь заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком).

4. Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек, украшающий крышу дома? (Конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает символическую подкову в знак удачи).

Вопросы:

1. Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что означают слова сострадание и милосердие ? (готовность помочь, простить, милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

2. Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

3. Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

4. О чем плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность). (зачитывается отрывок из рассказа).

5. К чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо относиться и к другим людям).

А сейчас у нас как относятся к лошадям? (рассказы учащихся по жизненным наблюдениям).

В деревнях нашей области люди, конечно же, пользуются помощью лошади. При уборке сена, подвоза дров…

Летом мне посчастливилось побывать у друзей в замечательной деревне Виноградовского района - Пянде. Основной помощницей и кормилицей в семье является красавица лошадь Майя…

Мой дедушка рассказывал о том, что лошадь дороже любого транспорта, что она как человек понимает все. Раньше у многих были лошади…

Мои бабушка и дедушка живут в Шенкурском районе, в деревне Красная Горка. Каждое лето мы с сестрой гостим у них на каникулах, а осенью вместе с родителями ездим копать картошку и собирать клюкву. У деда Василия живет замечательный конь Костёр. Он очень красивый и статный, хотя ему уже много лет. Он помогает дедушке на сенокосе, возит огромные кучи сена, а весной и осенью дед с помощью Костра пашет свои угодья. Я очень люблю ухаживать за Костром, угощаю его сахаром и морковью. А ещё дедушка иногда катает нас на нашем красавце. Костер - гордость нашей деревни! Я очень горжусь, что у нас такой замечательный конь!

Каждое лето я отдыхаю в Каргополе у своих родственников, и у наших соседей есть кобыла Стрелка. Она очень красивая и добрая. Часто у неё бывают грустные глаза, хотя хозяева её очень любят и хорошо ухаживают. Иногда я тоже кормлю Стрелку хлебом. Когда я её глажу, то мне хочется улыбаться и сердце радостно бьется в груди. Я бы очень хотел свою лошадь!

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Дома вы должны были написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади” (заслушиваются три работы с каждой группы; рассматриваются рисунки).

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, считала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей, и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. У нас с братом тоже есть лошадь на попечении, мой брат любит ее, ухаживает, дает сено, воду. Я тоже помогаю ему.

4. Мне очень понравился рассказ

Показ и защита рисунков (приложение № 1, № 2).

ВЫВОД: Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока учитель читает стихотворение Б.Слуцкого “Лошади в океане”. (Приложение №3)

В процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ»?

Рассказ Ф. А. Абрамова учит нас не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.

Домашнее задание : Написать эссе на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(Запланирован выезд учащихся к лошадям на экскурсию в конно-спортивный клуб «Тамерлан» или конный клуб «Лансада» г. Архангельск).

Перед учителем стоят четкие цели и задачи урока: познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора. Продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес. Содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

Оборудование:

1)Выставка книг Ф. Абрамова.

2)Эпиграфы на доске.

3)Рисунки обучающихся.

4)Песня “Рыжий конь”.

5)Компьютер, проектор, экран, презентация по биографии автора, подготовленная учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности)

6) Б. Слуцкий "Лошади в океане»

7) текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”

Есть такие нравственные ценности, которые не зависят от национальности, религии, исторического момента, расы и т.п. Они надисторичны, наднациональны: доброта, милосердие, любовь … На них и базируются права человека в современном мире. Они предмет мысли писателей, философов … и урока литературы.

Все это можно воплощать на любом уроке литературы. Ведь о нравственности мы говорим часто. Но соединение этики и права, казалось бы, несовместимых понятий, - явление новое в литературе, хотя и не такое уж парадоксальное. “Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы” - писал Менандр. Эта древняя истина, действительно, - основа прав человека.

Анализируя поступки героев, ученик приобретает определенный опыт, который возможно, поможет ему не совершать ошибки в будущем. На уроке идет серьезный разговор о том, что человек должен строить свои взаимоотношения с другими людьми и животными по определенным правилам.

Главная цель урока: помочь ребенку увидеть МИР, в котором он живет сейчас и будет жить, когда повзрослеет, МИР, которому нужны его внимание, сострадание и защита.

Так, тему урока я пытаюсь сформулировать проблемно, ярко, интересно, чтобы сразу же привлечь внимание учеников к изучаемой теме. Часто даю возможность учащимся сформировать тему самим в конце урока (как в вышеизложенном конспекте урока). Самостоятельно выведенная, она запомнится надолго.

То же и с целью . Ребята заранее ознакомлены с текстом произведения, изучаемого на уроке. Поэтому они могут самостоятельно наметить круг проблем, задач для обсуждения. Эпиграф , смысловая и эмоциональная доминанта урока, помогает в постановке цели при затруднении. Хорошо, если он не один. В этом случае предлагаю выбрать из ряда высказываний то, которое соответствует сути поднимаемой проблемы.

Работу с эпиграфом можно организовать по- разному:

    объяснить, почему эпиграфы даны именно в такой последовательности,

    подтвердить высказывания собственными примерами из изучаемого текста или из жизни,

    один эпиграф использовать для придания анализу остроты и проблемности, а в ходе урока опровергнуть и ввести другой и т.п.

Вступительное слово учителя тоже стараюсь сделать ярким и выразительным. Оно может быть разным: чтение фрагмента произведения, интригующий рассказ о судьбе писателя, поэта, собственные философские рассуждения, выразительно прочитанное стихотворение, самостоятельно добытые факты самими учащимися.

Итак, цель поставлена, выбран эпиграф, прозвучало вступительное слово, дающее стимул эстетическому чувству, активизирующему мысль. Затем следует система учебных ситуаций, заданий , обращение к ярким и наиболее значительным фрагментам текста.

На этом этапе урока я предлагаю учащимся разные задания /традиционные и нетрадиционные. Учащиеся работают в группах, обмениваясь опытом, информацией.

Бесспорно, что эта часть урока является самой обширной и значимой. В процессе выполнения разных заданий анализируется художественное произведение. Использую разные приемы работы с текстом :

    словарная работа,

    аналитическая работа по тексту,

    исследовательская работа с текстом,

    разные виды чтения,

    пересказ,

    самостоятельная работа по анализу, тексту,

    постановка и решение исследовательских задач,

    создание творческой работы.

На заключительном этапе урока предлагаю обратиться к проблемному вопросу и сделать обобщающие выводы.

Домашнее задание включает в себя написание эссе на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Список литературы

    Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка /сост. и вступит. статьи Крутиковой - Абрамовой А.В. СПб.: Правда Севера, 2002г.-213 стр.(4-16)

    Акимов В.А. О Федоре Абрамове, его земле, его рассказах. М.:Детская литература, 2002г.-221стр. (5-17)

    Галимов Ш.З. Уроки человечности. Архангельск.: Северо - западное книжное издательство, 1984г.-334стр. (82-101)

    Золотусский И.П. Федор Абрамов М.: Советская Россия,1986г.-158 стр. (5-30)

    Крутикова-Абрамова Л.В. Дом в Верколе: Документальная повесть. Л.: Советский писатель, 1988г.- 376 стр. (11-21)

    Крутикова-Абрамова Л.В. Литературный Север.-Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета имени М.В.Ломоносова, 1995г.-431 стр.(318-325)

Приложение 3

Б. Слуцкий "Лошади в океане»

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" по-русски значит "Слава", -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.