Как называется машина для картинга. Как сделать самодельный картинг. Основные правила соревнований
Домой / Ходьба / Как называется машина для картинга. Как сделать самодельный картинг. Основные правила соревнований

Как называется машина для картинга. Как сделать самодельный картинг. Основные правила соревнований

"Какой русский не любит быстрой езды?" - гласит народная поговорка, хотя ее справедливо отнести ко всем, кто водит автомобиль или катался по ровному покрытию автобана. Правилами дорожного движения утверждены скоростные режимы и мера наказания за лихачей. А если нельзя, но очень хочется рвануть, то, пожалуй, лучшего и безопасного способа, чем картинг, не найти.

Все началось с тележки

И все это осталось бы на уровне забавы, если бы не конструктор компании "Кертис краф компани", которая специализировалась на выпуске гоночных машин. Арт Ингл, так звали конструктора и бывшего летчика, представил публике в 1956 году на гонках простенькую открытую машину с мотором, которую окрестили тележкой. В переводе на английский слово звучит как cart. В последствии машинки стали называть картами, а гонки картингом.

В США основаны две фирмы-производителя: "Гоу-картинг компани" и "Инглз-Борелли". Производство картов начинает экспансию в развитые европейские страны. Так, купленные британским бизнесменом пять автокартов в 1958 году у американцев переросли к 1960 году в сотню фирм, производящих карты. Тогда же Великобритания запускает журнал "Картинг".

Первые карты в России

Самый первый отечественный карт вышел из стен курского городского дворца пионеров в 1960 году, благодаря экспериментальной лаборатории малолитражных автомобилей и мастеру Льву Кононову. Другим пунктом популяризации стал Харьковский дворец пионеров. Там успешно работала секция картинга Эдуарда Костенко и Виталия Енина.

Настолько бешенную популярность приобрел картинг, что такой спорт необходимо было признать на официальном уровне. Федерация автомобильного спорта СССР в конце 1960 года берет шефство над ним и создает первые положения и требования к картингам, классификацию и правила соревнований. Первые всесоюзные гонки прошли в Риге в 1962 году, а в 1963 Москва приняла первый Чемпионат СССР по картингу. Действовала система двоеборья: кольцевая гонка и гонка по треку.

Первыми чемпионами страны стали О. Кошиц и В. Степанов в категориях 175 см 3 и 125 см 3 соответственно. К 70-80 годам картинг становится абсолютны выбором молодежи. В ДОСААФ занимаются около 130 тысяч юношей и девушек, взрослых и детей. Для этого построено 180 трасс и 33 тысячи картов.

Возникновение федераций

В мае 1960 года Международная федерация автоспорта решила, что картинг - такой же вид автоспорта, как Формула 1. Была создана Международная комиссия по картингу, которая проводила соревнования. Дебютное первенство состоялось в 1962 году в столице Италии. В 1992 году на смену Федерации автомобильного спорта СССР пришла Российская автомобильная ассоциация (РАФ), которая впоследствии по договоренности с Международной федерацией автоспорта выделила Ассоциацию Картинга РАФ для поддержки и продвижения национального спорта.

Устройство современных картов

Болид имеет две педали: газ и тормоз. Педаль тормоза достаточно чувствительная, а ход жестковат в сравнении с привычным автомобилем. Никакой амортизации. Вибрация вызвана оборотами мотора, который крепится к раме. Динамичный ход болида доставляет водителям удовольствие такое, что картинг становится излюбленным времяпрепровождением.

Отличительная особенность на разных фото картинга такая, что можно заметить разный выворот колес на передней оси на поворотах. Чем больше выкручивать руль влево, тем больше левое колесо выворачивается больше правого. С правым выворотом происходит то же самое по аналогии. Маленький вес и простота рулевого управления все же требует достаточной физической подготовки. Даже после небольшого трекинга очень устают мышцы рук и плечевой пояс, да и попытка удержать болид на скорости заставляет все тело работать в статическом напряжении.

Еще одна особенность карта - это его всесезонность. На зимней резине шипы и протекторы такие, что картингом и зимой прекрасно заниматься. Мало того, в северных странах в основном и проводят зимние соревнования на болидах.

Классификация машин

Что же такое картинг с технической точки зрения? Это динамически развивающийся спорт, требующий новых технологий, эргономичных решений, мощности и усиленных мер безопасности. И механики работали и работают над этим постоянно. Разнообразные технические характеристики и возможности сложились в единый классификатор болидов. Официально это звучит так: "Классификация и технические требования к гоночным автомобилям карт".

Выделяют четыре группы:

  • Группа 1. К ней относятся карты "Формула А" и "Формула Супер А". Схожие технические характеристики с небольшими преимуществами второго. KF-1 и "Супер карт" относятся к первой группе, отличаются объемом двигателя.
  • Группа 2. Ко второй группе относятся "Интерконтиненталь-А-Юниор", "Интерконтиненталь-А", KZ1, KZ2,"Ротакс Макс" и другие.
  • Группа 3 . "Пионер", "Кадет", "Микро" - это все болиды, зарегистрированные в Российской автомобильной федерации.
  • Группа 4. Разнообразные вариации класса "Иззи Карт" характеризуются объемом двигателя от 50 до 125 кубов без коробки передач. Также есть "Иззи Карт Шифтер" с 6-ступенчатой коробкой.

Соревновательные классы

Классы, в которых соревнуются спортсмены, напрямую зависят от типа картов:

Международные классы представлены картами KF2, KF3, KZ1, KZ2, "РОТАКС МАКС", ИЗЗИ КАРТ". Болиды участвуют в международных турнирах.

Национальные классы ("Пионер", "Кадет", "Национальный Юниор" и др.) проводятся на государственном уровне, все болиды зарегистрированы в РАФ.

Детские классы начинаются от класса "Микро" и заканчиваются классом "Иззи карт 60". Характерзуются возрастными группами и скоростным режимом.

Любительские классы участвуют в соревнованиях на прокатных картах, то есть любой картинг-центр может устроить первенство с собственным призом. Особенностью является отсутствие получения разряда.

Заводские классы представляют состязания на болидах одного изготовителя.

Основные правила

Национальные спортивные правила по картингу датируются 2006 годом. Всего в правилах восемь основных пунктов. В них говорится, что официальным правомочным организатором является Федерация автомобильного спорта. Все правила картинга для соревнований местного масштаба должны быть согласованы с ФАС, иметь правильно заполненную документацию. Далее приводятся особенности проведения непосредственно заезда. В документе сказано, что регламентом должен быть определен стартовый сигнал для участников.

Обозначается линия старта, который может быть с хода или с места. Для линии старта с места характерна черта, перед которой строятся все болиды. Линия старта с хода является точкой отсчета хронометража. Описаны требования к расположению сигнального светофора. В случае поломки светофора на соревнованиях используют сигнальные флаги. Основными правилами картинга установлены следующие задачи хронометража: определение времени на контрольных заездах, хронометраж каждого водителя и хронометраж лучшего времени или лучшего круга.

Не только профессиональным спортсменам, но и любителям стоит знать о правилах прохождения поворотов в картинге. Верно заданная траектория на поворотах позволяет сохранять скорость карта и выжать по максимуму из болида. Поворачивать нужно по пологой кривой трассы. Если выбрать короткую траекторию или внутреннюю сторону трассы, то необходимо снизить скорость. Профессионалы советуют въезжать в поворот медленно, а на выезде ускоряться. Тактика в поворотах зависит и от самой трассы. Если однин поворот сменяется другим, то продумывать нужно сразу весь путь, замедляясь на первых поворотах.

Детский картинг

На вопрос, что такое картинг для детей и нужен ли он, можно смело ответить, что это практически идеальное начало для занятий автоспортом. С него начинали Михаэль Шумахер, Микки Хакинен. К тому же заниматься можно с 6-летнего возраста. Выделяют соответствующие классы: "Микро" (6-9 лет), "Мини" (8-11 лет), "Супер Мини" (11-13 лет), "Иззи карт".

Особенности детского картинга, пожалуй, состоят в весе и литражности болида. Для местных соревнований скоростной режим карта достигает 40 км/ч. Максимальная скорость в 100 км/ч допускается в классе "Супермини" для участников 11-13 лет.

Картинг – вид спорта и развлечения, представляет собой заезды и гонки на простейших машинах без кузова – картах. В наше время различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный картинг популярен как вид развлечения и доступен практически каждому желающему. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими может и человек, не имеющий водительских навыков. Спортивный картинг ориентирован на спортсменов-профессионалов, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач. На профессиональных треках спортивный карт иногда сдается в прокат, но стоимость заезда на нем как минимум в 3 раза превышает стоимость аналогичного по времени заезда на обычном прокатном карте.

По некоторым историческим сводкам, берет свое начало со времен окончания Второй мировой войны. Американские летчики, дабы развлечься и убить время, гоняли по летному полю на тележках для доставки авиабомб. Возможно, это развлечение так и осталось бы в пределах летного поля, но вмешательство Арта Инглса, сотрудника компании, выпускавшей гоночные автомобили, изменило ход истории. В августе 1956 года на соревнованиях в Помоне инженер представляет публике простейший гоночный автомобиль, который назвали «тележкой», что по-английски звучит как карт (англ. «cart»).

Вдохновленная этим изобретением троица инженеров создает компанию по производству картов – Go-Kart Company. Дела пошли настолько хорошо, что компания смогла приобрести участок в 5 акров для постройки первого в мире картодрома – трека для гонок на картах. В 1960 году в Великобритании насчитывалось свыше 100 фирм по производству картов. В мае того же года Международная федерация автоспорта включила картинг в список видов автоспорта. Машины 60-х годов прошлого столетия имели простую конструкцию и маломощный двигатель, меры безопасности как таковые отсутствовали.Уже в 1962 году «картинг-бум» прошел. Однако же, спортивный картинг и по сей день является первой ступенью в карьере многих профессиональных спортсменов, в том числе, пилотов Формулы-1. Спустя много лет соревнования картингистов снова приобрели актуальность и популярность, а любительский прокатный картинг получил широкое распространение в качестве хобби.

Прокатный картинг – отличное средство активного досуга для любителей ощутить прилив адреналина в крови, почувствовать жажду борьбы и скорости, получить порцию позитивных эмоций и независимо от результатов заезда ощутить себя победителем. Специально оборудованные треки для заездов – картодромы – и гоночная экипировка (шлем выдается обязательно, перчатки и гоночный комбинезон – по желанию клиента) создают атмосферу настоящего соревнования. Кстати, нередко в картинг-клубах проводятся как корпоративные гонки, так и любительские чемпионаты. В первом случае бизнесмены и офисные работники устраивают себе отдых, не придавая большого значения результатам, во втором спортсмены серьезно готовятся к соревнованиям, приезжают на картодром тренироваться и пробовать разные машины, но в обоих случаях действо происходит согласно спортивному регламенту. Маршалы трассы, внимательно следящие за гонщиками, цветные сигнальные флаги, пенальти за нарушения – все как в большом спорте!

Надо заметить, такое хобби обходится довольно-таки недешево – в России средняя стоимость 10-минутного заезда составляет 600 рублей. Однако, невзирая на высокую стоимость услуг (в них входят прокат машины и экипировки, а также предварительный инструктаж перед посадкой в карт), картинг как вид активного досуга довольно популярен среди молодежи. Зимой выбор невелик, поскольку крытых треков значительно меньше, чем открытых, а вот летом, в самый сезон, картинг-клубы отчаянно борются за своего клиента, предлагая различные акции, скидки и прочие бонусные программы. Кроме позитивных эмоций, занятия картингом, будь то спортивная карьера или периодические заезды на прокатных машинах, полезны для здоровья: во время управления картом работают мышцы рук, ног, спины и шеи. Противопоказаний к участию в заездах практически нет, исключения – дети до 12 лет (кроме детского времени и наличия детских картов) и люди, чей рост не превышает 150 см, беременные женщины, лица в нетрезвом состоянии, а также люди, страдающие острой сердечно-сосудистой недостаточностью, и лица, чей вес превышает 120 кг.

Прокатный картинг: общая информация и советы начинающим.
Прокатный карт не имеет коробки передач, его управление состоит из рулевого колеса и двух педалей – газа и тормоза. Самое главное – не нажимать две педали одновременно, от этого перегревается двигатель.
Средняя скорость, развиваемая машиной – 60 км/час. Однако опытные гонщики знают, что уже на скорости 35-40 км/час управлять картом становится сложнее, поэтому даже при наличии жажды скорости и адреналина не рекомендуется сильно разгоняться, не зная трассу и не привыкнув к карту. Превышение скорости чревато в лучшем случае – парой синяков и ссадин, в худшем – ушибами спины и конечностей, не говоря уже о поломке машины и штрафных санкциях, применяемых на основе документа, который гонщики заполняют перед инструктажем.
Центр тяжести карта расположен максимально низко, поэтому перевернуть его практически нереально. Тем не менее, такие случаи тоже зафиксированы в истории прокатного картинга, поэтому будьте осторожны и старайтесь максимально избегать аварийных ситуаций, которые могут спровоцировать переворот машины.
Катаясь первый раз на незнакомом треке, не спешите сразу ехать на лучший результат. Потратьте первые два-три круга на то, чтобы изучить получше трассу и привыкнуть к машине, а уж потом потихоньку наращивайте скорость. Поверьте, такая тактика более выгодна и результативна, нежели сходу срываться на полной скорости, а потом пересчитывать отбойники на каждом повороте. Если вылета с трассы избежать не удалось, ни в коем случае нельзя выходить из карта и самостоятельно возвращать его на трек. Поднимите руку и дождитесь маршала, который не только вернет вас в гонку, но и при случае даст полезный практический совет. Внимательно следите за всем, что происходит на трассе во время заезда, не забывайте о сигналах, которые подают маршалы с помощью флагов. Ваша бдительность поможет вам не только избежать попадания в уже образовавшуюся аварийную ситуацию, но и создания оной собственноручно.

На сегодня картинг клуб – это не только популярное место для посетителей, но и выгодный бизнес для предпринимателей, которые решили заняться этим делом. Практически каждый город имеет картинг-клуб, но спрос все равно остается достаточно высоким. Но открытие картинг клуба – идея не простая, так как требует значительных инвестиций, структурного анализа рынка развлечений в вашем городе, грамотно продуманной и составленного бизнес-плана.

Прежде всего, вам стоит определиться с размером будущего картинга, так как от такого решения и будет зависеть объем капиталовложений и концепция организации. Если вы планируете открыть клуб с качественным дорожным покрытием, дорогими авто и развитой инфраструктурой, вложить придется около 500 тысяч долларов. Но в таком случае не рассчитывайте на высокую рентабельность – срок окупаемости такого проекта составит 4-5 лет.

Но если ваш капитал не позволяет организовать такой масштабный и дорогой проект, можно открыть картинг клуб гораздо дешевле. Рассмотрим более экономный вариант.

Картинг: бизнес план

Подготовка площади

Чтобы не тратить лишние деньги на подготовку трассы, лучше арендовать асфальтированную площадку. По ее периметру необходимо установить покрышки, тщательно выровнять поверхность и устранить все изъяны. Подготовка трассы обойдется вам в 2-3 тысячи долларов (без учета платы за аренду). Место для картинг клуба лучше выбирать за городом или в индустриальных районах, где еще с советских времен остались большие промышленные склады.

Площадка может быть как открытого, так и закрытого типа. По квадратуре такая площадь варьируется от 3000 до 4000 м² – это даст возможность построить трассу 600-700 метров, что будет оснащена правильными углами, ровными участками для разгона и крутыми поворотами. Любители картинга трассу длинной в 300-350 метров считают слишком короткой, а вот 700 метров – в самый раз.

Престижный картинг клуб должен иметь систему хронометража – специальные датчики, что определяют скорость участника заезда, а результаты выводятся на табло. Клиент, который в конце увидит свои достижения, обязательно вернется к вам, чтобы улучшить свои результаты. Стоимость такой системы – 5-5,5 тысяч долларов. Установка таких датчиков будет отличать вас от конкурентов, выделять среди многих видов развлечения, поэтому на этой статье рекомендуется не экономить. Закупать систему хронометража лучше сразу, так как она устанавливается в момент укладки асфальта и оформления трассы. Если вы выбрали помещение закрытого типа – следует позаботиться о системе вентиляции, которая обойдется вам в 8-10 тысяч долларов.

Покупка оборудования

Следующий этап – приобретение карт. Что выбрать – модные новые машины или старые подержанные – подскажет уровень ваших инвестиций. Новые машины стоят 1500 – 2000 долларов, карты с мощным двигателем – 3000-4000 долларов . Подержанная машина обойдется вам в 500-700 долларов. Если вам удастся найти специальные распродажи и заказать сразу несколько экземпляров – сэкономите до 300 долларов на каждой машине.

Подбор персонала

Запчасти для картов производят всего несколько производителей, поэтому достать их непросто. Заменить их – еще сложнее. Чтобы решить такую задачу, лучше нанять на работу квалифицированного токаря.

Также в основном штате должен быть механик (на его должность подойдет автослесарь), работники на трассе, что будут следить за безопасностью участников.

Финансовые аспекты в бизнес плане катринг клуба

В среднем статьи затрат для организации данного бизнеса выглядят следующим образом:

  • аренда площади (асфальтированной) – 500 долл.
  • покупка 4 машин б/у – 3000 долл.
  • затрат на спецодежду для персонала, шлемы для участников – 600 долл.
  • зарплата сотрудникам – 1000 долл. в мес.
  • аренда административного помещения – от 500 долл.

Как видим, для организации такого картинг клуба вам понадобиться 6000 долларов. Для того, чтобы данный бизнес приносил большую прибыль, рекомендуется открыть картинг площадью не меньше 3000 м², а автопарк оснастить не менее 8-10 машин. Для осуществления такого плана вам понадобиться от 30 тыс. дол.

Для организации более престижного картодрома, где трассы превышают 800 метров, с оснащением системой электронного хронометража, оборудованными душевыми кабинками вам понадобиться не меньше 150 тыс. дол.

О доходах

Картинг как бизнес может приносить сразу несколько источников прибыли:

  • за ;
  • за обучение или проведение мастер-классов;
  • за организацию корпоративных мероприятий.

Чтобы увеличить уровень дохода, вы можете организовать школу подготовки участников. Проведение корпоративных мероприятий для большой компании также приносит неплохой доход. Арендовать трасу на полный день стоит около 500 долларов в выходной и 300 долларов в будний день.

Рентабельность небольшого картинг клуба составляет 2-2,5 года, более масштабные проекты окупаются за 5-6 лет.

Когда-то мальчики мечтали стать космонавтами, сегодня одна из самых популярных детских “мечт” - стать Шумахером или Алонсо! Почему? Да потому что крутые автогонщики получают все - славу, деньги, красивых женщин и, что немаловажно, адреналина выше крыши. Дети вырастают, но мечта развить внеземную скорость на спорткаре никак не самоликвидируется. За неимением возможности ее воплотить в формате “один к одному”, люди ищут более доступные аналоги и отправляются на карт-треки.

Карты в руки

Простейшая гоночная машинка была изобретена американцами, и с английского название “карт” переводится как “тележка”. В качестве силовой установки для нее использовался двигатель от газонокосилки. Тогда, конечно, это был весьма примитивный агрегат, но современная малышка-карт может развивать скорость до 200 километров в час! Для сравнения, гоночный автомобиль с «Формулы-1» развивает скорость примерно 330 километров в час.

Когда картинг стал приобретать огромную популярность в Америке и странах Европы, Международная федерация автоспорта официально приняла картинг в свои ряды. Таким образом, с мая 1960 года картинг является видом автоспорта, а не просто развлечением для широких масс.

Уже в 1964 году в Риме был проведен первый Чемпионат мира по картингу, в котором приняли участие автомобили с двигателями объемом 100 кубических сантиметров. Кстати, выиграл тогда немецкий картингист.

И вот какой интересный факт: многие гонщики «Формулы-1» начинали как раз с картинга. Среди них и упомянутый нами Михаэль Шумахер, и Фернано Алонсо, и Мика Хаккинен.

Отечественный производитель

Секса в СССР не было, это знают все. Но вот был ли картинг? “Вря-я-яд ли”, - протянете вы. Однако зря вы такого мнения о Советском Союзе. Пришла пора узнать, что картинг в СССР был. Первый отечественный карт смастерил выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в 1960 году. В этом же году Федерация автомобильного спорта СССР утвердила “Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“. Картинг стал невероятно популярным благодаря простоте конструкции главного атрибута - самой машины. Ее можно было собрать даже в гараже из подручных средств. В ход шли шины от мотороллеров, вертолетов и даже усиленные велосипедные колеса. История зафиксировала появление карта, сиденье которого было сделано из алюминиевого тазика. В технических журналах типа “Юного техника” публиковались чертежи, как сделать карт своими руками. Да-да, интернета тогда не было!

В 1964 году Таллиннский авторемонтный завод запустил выпуск советского серийного карта, а уже через год отечественные спортсмены-картингисты вышли на международный уровень, приняв участие в гонках среди социалистических стран.

Какой бывает картинг?

Картинг подразделяется на спортивный (зимний и летний) и прокатный (именно так именуется картинг «для всех»). Несмотря на то, что автомобили для этих двух разновидностей существенно отличаются по цене, в общих чертах они похожи: в качестве основания машины - рама, есть мотор, кресло пилота, руль, тормоза и нет подвески (именно поэтому машина едет очень жестко и требует идеального покрытия трассы). Самое существенное отличие во внешнем облике - это то, что в «развлекательных» картах нет коробки передач, а в спортивных - есть.

В спортивном картинге, как и следовало ожидать, всё сложно - куча правил, классификаций и требований - как в настоящих гонках.

Зато в прокатном картинге, по сути дела, нет никаких правил. Сел в машинку, запомнил, где газ, где тормоз (сцепления никакого там и в помине нет) - и в путь. Выжимай из своей малышки по максимуму и не бойся ничего! Потому что и сами карты для проката, и трассы оборудованы по всем требованиям безопасности, да и без соответствующей экипировки вас на трек никто не выпустит (обязательно наденут шлем и перчатки, а иногда еще и выдадут специальную обувь и комбинезон). Самое страшное, что с вами может случиться, - вы застрянете. Помните главное правило: даже если это горе с вами стряслось, не выходите из авто. Сидите и дожидайтесь, пока инструктор вас подтолкнет. И бравада типа “да что я, маленький ребенок, что ли, сам не справлюсь?” тут совсем не уместна, потому что на трассе вы наверняка не в единственном экземпляре, а если вас собьют при скорости, хотя бы 100 километров в час (а меньше на картах никто и не ездит), вас никакой шлем не спасет!

В правилах обращения с картом нет ничего нелогичного. Как и в обычной машине, жать одновременно на газ и тормоз нельзя - это перегрузит двигатель и приведет к поломке. И не трогайте двигатель, иначе обожжетесь. Вот, пожалуй, самые основные требования, которые предъявляются к картингистам-любителям. Ну а профессиональный картинг - это совсем другая история.